Среднее машиностроениеМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Машиностроительный комплекс России / Среднее машиностроениеСтраница 1
Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной
энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами
в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей,
сборка их на конвейерах в узлы,агрегаты и готовые машины. Эта отрасль
потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов,
пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наибо-
лее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперирован-
ные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает
производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двига-
телей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечно-
прессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного техноло-
гического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промыш-
ленности.
Автомобильная промышленность - сильно развитая, типичная для
среднего машиностроения отрасль. Автомобильная промышленность вклю-
чает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов,
электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпуска-
ются на самостоятельных предприятиях.
Автомобильные моторы делают не только сами заводы, но и ряд спе-
циализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне
центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке
кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышлен-
ность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В
ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве эконо-
мических районах страны. Каждый из заводов специализируется на вы-
пуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным
предприятиям страны.
Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире.
По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются
различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для
промышленности.
Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от не-
больших садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько
сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработ-
ки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых
преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для про-
мышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов
на выпуске отдельных марок тракторов ( по назначению, мощности,
конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов,
совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных за-
водов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, элект-
рооборудования и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий
сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов.
В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи
с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" учавству-
ет 225 заводов.
Станкостроительная промышленность - техническая база всего маши-
ностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая
часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, коопе-
рация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей,
литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое вли-
яние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных
кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов.
Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение вы-
пуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезер-
ных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным
управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и
заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и
конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (уни-
фикация стандартных узлов в разных типах станков, специальное элект-
ротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкострои-
тельных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных
связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство ра-
йонов страны.
Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности разме-
щения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промыш-
ленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения
кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промыш-
ленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообраз-
ные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химичес-
ких материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое
оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются иск-
лючительно высоким уровнем класификации инженерно-технических кад-
ров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной
Смотрите также
Современная система лесопользования
Вводя под страхом всевозможных, часто очень тяжелых
штрафов, мероприятия, которые лесопромышленники физически не могут выполнить,
лесное управление, как кажется, этим преследует не цели ...
Озера Нюрбинского улуса (Республики Саха Якутия)
Целью
производственной практики является в определении качества проб воды взятых в
летнее время из водоёмов Нюрбинского улуса. По основным лимнологическим,
гидробиологическим и ги ...
Биоразнообразие морских организмов
Несмотря на то, что
Россия обладает обширными морскими пространствами и море играет в хозяйственной
жизни страны огромную роль, несмотря на многолетнюю национальную традицию
морских исследо ...
