ЭкономикаСтраница 1
Население. Приморский край – одна из самых густонаселенных территорий Дальнего Востока. На его территории проживает 2241,3 тыс. человек (1997 г.), в их числе – 77,6% -- городское население. В крае насчитывается 12 городов, 46 поселков городского типа, 25 административных районов. В среднем на один район приходится 25,2 тыс. человек (в т.ч. сельского населения 13,2 тыс. человек), а на один сельский совет - 1,5 тыс. человек. Наиболее крупные города: Владивосток, (651,0 тыс. человек), Находка (190,5 тыс. человек), Уссурийск (160,9 тыс. человек), Артем (114,4 тыс. человек), Арсеньев (69,1 тыс. человек). Начиная с 1988 г. демографическая ситуация в Приморском крае стала ухудшаться, что характерно и в целом для Российской Федерации. До 1991 года численность населения края из года в год увеличивалась не только за счет мигрантов, но и за счет естественного прироста. С 1992 г. численность населения края стала сокращаться как за счет миграционного оттока, так и за счет естественной убыли. Миграция населения во все большей мере определяется трудностями перехода отраслей хозяйства на рыночные отношения. В крае формируется многоукладная рыночная экономика, с характерными для нее безработицей и конкуренцией на рынке труда. В характере миграционных процессов происходят не только количественные, но и качественные сдвиги, которые в значительной мере повлияли на положение в сфере занятости населения. Четвертая часть населения края - дети в возрасте до 15 лет, 13% - лица пенсионного возраста. Максимальной долей населения старших возрастов выделяются сельские районы, где эти показатели выше средних по краю. Так же много лиц старше трудоспособного возраста в городах - Владивостоке, Артеме, Дальнереченске, Партизанске, районах - Анучинском, Кировском, Черниговском. Число пенсионеров ежегодно увеличивается более чем на 6 тыс. человек, а к уровню 1979 г. увеличение составило 30%. В Приморском крае сложилась следующая структура трудовых ресурсов по видам занятости: в общественном производстве - 70,1%, в домашнем и личном подсобном хозяйстве - 24,2%, на учебе с отрывом от производства - 5,7%. Средний возраст постоянно проживающего населения составлял в 1979 году - 30,7, в 1989 году - 31,8 года. Средний возраст женщин выше, чем мужчин. Если сравнивать жителей городской и сельской местности, то средний возраст городского жителя выше на 1,5 года. Удельный вес мужчин составляет 49,5%, женщин 50,5%. На 1000 мужчин приходится 1016 женщин. Самый высокий удельный вес мужчин отмечен в Лесозаводском районе. Экономика. Приморский край является наиболее развитым из дальневосточных районов России. Здесь сосредоточено около 30% всего социально-экономического потенциала Дальнего Востока: населения, валового регионального продукта, промышленной и сельскохозяйственной продукции. Основными факторами развития и размещения хозяйства в Приморском крае являются следующие:
Благоприятное экономико-географическое положение края.
Разнообразный природно-ресурсный потенциал территории края и прилегающих к ней морских акваторий.
Накопленный за предшествующие периоды социально-экономический и научно-технический потенциал.
Геополитические факторы.
Выгодное экономико-географическое положение (ЭГП) Приморского края определяется тем, что территория края имеет непосредственное соседство - на севере с промышленно развитым Хабаровским краем, на западе на протяжении почти 1000 км с активно развивающимися Северо-Восточными районами Китая, на юге с развивающейся северной провинцией КНДР. Со всеми край имеет устойчивые железнодорожные и автомобильные сообщения. На юге и востоке край почти 1500 километровым побережьем выходит к незамерзающему Японскому морю. Благодаря морскому транспорту край имеет хорошую доступность к таким развитым странам, как Япония, Республика Корея. Расстояние через Японское море между ближайшими географическими точками побережья Приморского края и Японии составляет 300 км, Республики Корея - 500 км. Всю территорию края с севера на юг пересекает крупнейшая в России и в мире Транссибирская магистраль. Основная ее линия подходит к морю и заканчивается во Владивостоке, а еще два ответвления подходят к портам Находки, Зарубино и Посьета. От Транссиба отходят ряд широтных железнодорожных ответвлений - на восток во внутренние районы края и на запад к российско-китайской границе. Таким образом, большая часть территории Приморья имеет надежную железнодорожную связь с другими районами России, в том числе с Москвой и Санкт-Петербургом, а также - с соседними странами КНР и КНДР. Через основные порты Приморья, к которым подходят ветки Транссиба, осуществляются экспортно-импортные связи со странами АТР не только Приморского края, но и других районов России. Таким образом, благодаря выгодному ЭГП наш край выполняет связующие, контактные функции в развитии разнообразных связей России со странами АТР. Через порты Приморья ежегодно завозятся многие жизненно важные грузы: продовольствие, топливо, машины и оборудование в северо-восточные районы страны - в Магаданскую область, на Камчатку и Чукотку, на Сахалин. К настоящему времени в Приморском крае сложилось многоотраслевое хозяйство, здесь представлено более 50 отраслей промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта и связи, торговли и сферы обслуживания. Всего зарегистрировано 36373 предприятия различных форм собственности. Роль предприятий, компаний, фирм разных отраслей в хозяйственном комплексе края, в его экономике существенно различаются (рис.). Основу экономики составляют базовые отрасли, обеспечивающие работу всех других отраслей хозяйства - топливно-энергетический комплекс (ТЭК), транспорт, связь. ТЭК края базируется в основном на собственных углях (Лучегорские и Павловские разрезы) и жидком привозном топливе (нефтепродукты из Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Ангарска и др. нефтеперерабатывающих заводов). В крае в год добывается около 10 млн. т. угля. 3-4 млн. т. угля завозится из Южной Якутии, Иркутской и Кемеровской областей. На этих углях работают _тепловые электрические станции: Приморская ГРЭС в п. Лучегорске, ТЭС в Артеме, Партизанске и Владивостоке. Свои электростанции строятся в Уссурийске и Находке. В южных районах края предполагается строительство нефтеперерабатывающего завода. В Приморском крае развиты почти все виды транспорта - морской, железнодорожный, автомобильный, авиационный, электронный. Ведущее значение имеет морской транспорт, который является отраслью специализации. Выделяются две основные акционерные судоходные компании: "Дальневосточное морское пароходство", которое ориентировано на
Смотрите также
Мировая торговля
Великие географические открытия ознаменовали
наступление эры широких взаимоотношений между различными народами, населяющими
земной шар. Как известно, различные районы Земли отличаются большим
разно ...
Петродворец - русский Версаль
Я думаю, что
стоит прежде всего объяснить, почему я решила писать реферат по МХК.
Несомненно, реферат не может получить хорошим, если тема не
понравится автору, если е ...
