Категории социокультурного анализаМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Русские в Киргизии социокультурная динамика межэтнических отношений / Категории социокультурного анализа
Методология социокультурного исследования - дисциплина сравнительно молодая, ее научный аппарат находится в стадии становления. Однако сегодня усилиями российских ученых, в первую очередь А. Ахиезера, сформирован определенный набор категорий, применение которых открывает возможность систематизированного изучения культурных регулятивов социальных процессов. В числе ключевых категорий этой методологии можно назвать концепт "программа" [I]. Попытаемся осмыслить, что означает эта категория применительно к сфере межэтнических взаимодействий. Начнем с констатации того, что любая этническая культура как система ценностей и смыслов содержит в своем багаже определенные представления о строении мира культуры в целом, о месте своей культуры среди других, о единстве и многообразии культурного универсума. На основе этих представлений формируются определенные стратегии социального воспроизводства межэтнической интеграции и дифференциации. Эти стратегии являются одновременно и поведенческими образцами межэтнических отношений. Например, абсолютизация своей этнической культуры, ограничение мира культуры ее рамками рождают стратегию воспроизводства локализма как модели культурного универсума и как эталона поведения в ситуации межэтнической коммуникации. Каждая культура продуцирует свои собственные, оригинальные программы межэтнической коммуникации. Вместе с тем программы, сформированные разными культурами, структурно единообразны, изоморфны, поскольку изоморфны и отдельные культуры, составляющие культурный мир. Анализ различных культурных текстов .дает возможность выявить универсальные для всех культур идеальные типы программ межкультурной коммуникации, классифицировать и систематизировать их. В результате чего складывается следующая типология. 1. Традиционный тип: - программа "монолог-изоляционизм", основанная на идее ограничения мира культуры рамками своей этнической культуры, иные этнические культуры квалифицируются как антикультуры; - программа "монолог-ассимиляция", ориентированная на абсолютизацию своей этнической культуры и поглощение других культур. 2. Гибридный тип: - программа "плюрализм-единство", конституирующая культурный мир как антиномию идеалов межэтнического единства и отдельности; - программа "плюрализм-изоляционизм", структурирующая мир культуры как набор локальных, закрытых этнических культур. 3. Утилитарный тип: - программа "умеренный утилитаризм", при абсолютизации своей этнической культуры квалифицирующая другие культуры как источник благ; - программа "развитый утилитаризм", несущая идею межэтнической интеграции в позитивной, прагматической сфере. 4. Либеральный тип: - программа "диалог", интерпретирующая межэтническую интеграцию как процесс культурного синтеза. Предлагаемая типология может служить методологической основой социокуль-турного исследования межэтнических отношений. С ее помощью история русско-киргизских отношений может быть прочитана как культурный текст, эксплицирована как процесс реализации заданных культурой программ.
Смотрите также
Заключение
Металлургический
комплекс Западной Сибири – это очень перспективная отрасль России. Нужно
непременно её развивать. Эта отрасль с большим будущим. Огромные сырьевые
запасы, многие из которых неразве ...
Биоразнообразие морских организмов
Несмотря на то, что
Россия обладает обширными морскими пространствами и море играет в хозяйственной
жизни страны огромную роль, несмотря на многолетнюю национальную традицию
морских исследо ...
Заключение
На рубеже тысячелетия со всей остротой встал
вопрос выживания России, вопрос ее места в нынешнем фактически монополярном
мире. Некоторые аналитики приходят к выводу, что к такому положению ...