Внутренние различия и городаМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Страны Северной Европы / Внутренние различия и городаСтраница 1
Отличительная черта размещения населения и хозяйства Финляндии — сосредоточение их на юге страны. Финские географы, исходя из уровня заселенности и хозяйственной освоенности территории, делят свою страну на две почти равные по площади части: южную, которую называют Освоенной Финляндией, и северную, или Неосвоенную Финляндию. Границу между “югом” и “севером” обычно проводят от города Йоэнсу на востоке страны в северо-западном направлении к городу Оулу на побережье Ботнического залива. В южной половине Финляндии, где равнинный, низменный ландшафт сочетается со сравнительно мягкими климатическими условиями, проживает около 9/10 населения, производится более 9/10 промышленной и сельскохозяйственной продукции, проложена густая сеть автомобильных и железных дорог. В северной же части страны с довольно суровыми природными условиями лишь после второй мировой войны началось серьезное использование богатых лесных, гидроэнергетических и рудных ресурсов. В этот же период ускорилось и сельскохозяйственное освоение территории. В целом, однако, обширная Северная Финляндия продолжает все еще оставаться экономически слабо освоенной и редконаселенной. Если на юг страны можно выделить два уже в основном сложившихся экономических района — Юго-запад и Приозерье, то север как район еще только формируется.
Юго-запад (в составе ляни Турку - Пори, Усима, Хяме, Васа и Ахвенанма) — историческое и политическое ядро страны, ее наиболее населенная, урбанизированная и экономически развитая часть. На его территории, составляющей менее 1/4 площади Финляндии, сосредоточено более 3/5 населения и выпускается более 2/3 промышленной продукции. Благоприятные природные условия — низменные равнины с достаточно мягким климатом и плодородными почвами — сделали Юго-запад и главным сельскохозяйственным районом, а выдвинутость в сторону Балтийского моря способствовала развитию судоходства. На побережье и островах развито рыболовство. На Юго-западе находятся три наиболее крупных индустриальных и культурных центра Финляндии: Хельсинки, Турку и Тампере. Юго-Запад имеет широкий набор отраслей тяжелой и легкой промышленности, но специализируется главным образом на разностороннем машиностроении. Район дает 4/5 всей выпускаемой в Финляндии машиностроительной продукции. От других частей страны Юго-Запад отличает также значительно меньшая роль лесного хозяйства и лесобумажной промышленности. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном животноводстве, возделывании зерна, сахарной свеклы и пригородном овощеводстве. На Юго-Западе больше, чем в каком-либо другом районе страны, распространены крупные крестьянские хозяйства.
На морском берегу между входами в Финский и Ботнический заливы стоит старейший город страны — Турку, насчитывающий около 170 тыс. жителей. Он был основан еще в XII в. и шесть столетий развивался как центр шведского владычества. Росту города благоприятствовала его удобная, открытая практически круглый год гавань в устье р. Аурайоки. В 1640 г. в Турку был основан стране университет c преподаванием на шведском языке. После присоединения Финляндии к России Турку перестал быть административным центром страны, но сохранил свое важное экономическое и культурное значение. После катастрофического пожара 1827 г. город был коренным образом перестроен и приобрел просторную прямоугольную планировку. Из средневековых памятников зодчества сохранились романский собор и замок-крепость, сооружение которых началось в XIII в. В одной из комнат замка останавливался Петр 1. В центре города уцелели от пожара и превращены в музей постройки XVII в. аптека, мастерские ремесленников и др. Ежегодно в городе устраивается традиционный праздник ремесленников. В этот день в мастерских работают старинными инструментами кузнецы и часовщики, сапожники и шорники.
По берегам разделяющей Турку реки расположены стапели судостроительной верфи “Крейтон-Вулкан” — крупнейшего предприятия города.
Турку — город студентов. В одном из его двух университетов преподавание ведется на финском языке, а в другом — на шведском. Гордость города — музеи композитора Сибелиуса и скульптора Аалтонена.
На северном берегу Финского залива расположена самая молодая из всех столиц Северной Европы — Хельсинки. Официальной датой ее основания считается 1550 г., когда шведский король Густав Ваза издал указ о возведении города в устье небольшой реки Вантанйоки. Из-за конкуренции Обу (Турку) город рос медленно, и в начале XIX в. в нем насчитывалось лишь 4 тыс. жителей. Оживление началось с 1812 г., когда Хельсинки стал новой столицей Финляндии. После того как в 1860-х годах была построена железная дорога, связавшая его с внутренними районами страны, город стал главным торговым и промышленным центром и портом.
Смотрите также
Ось Москва-Тегеран
Центр Специальных
Метастратегических Исследований подготовил проект "Геополитическое будущее
России". Этот текст, обобщающий результаты нескольких лет интенсивных
разработок ...
экономика
Основу промышленности Литвы составляют
580 предприятий. Основу индустриального развития республики составляют
промышленные объединения в области энергетики, машиностроения и
металлообработки, а так ...