Пути выхода из демографического кризисаМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Территориальные особенности демографического кризиса в России (на примере Самарской области) / Пути выхода из демографического кризисаСтраница 2
Таким образом, демографическая политика может быть определена как система общепринятых на уровне управления идей к концептуально объединенных средств, с помощью которых государство и его социальные институты, соблюдая принципы, адекватные конкретно-историческим условиям, предполагают достижение установленных качественных и количественных целей демографического развития, соответствующих перспективным целям социально-экономического развития общества в целом. В демографической политике можно выделить четыре взаимосвязанных компонента: концепцию, цель, принципы проведения, меры достижения поставленной цели.
Концепция, положенная в основу демографической политики, должна соответствовать современным представлениям о закономерностях эволюции, воспроизводства и миграции населения и постоянно подвергаться пересмотру по мере познания таких закономерностей и накопления опыта управления
их развитием. Для воздействия на конкретные демографические процессы могут быть сконструированы относительно самостоятельные схемы в рамках общей концепции, учитывающие специфику управляемого процесса, однако все они должны соответствовать одному условию: объединять в единую непротиворечивую систему принципы, цели и меры воздействия на объект управления.
Принципы проведения демографической политики прежде всего социальны и выражают природу общественного строя. Они динамичны по своему существу и совершенствуются по мере развития самого общества. В этом проявляется их связь с решаемыми обществом социальными задачами.
Первые признаки дифференцированной демографической политики - сами демографические процессы, в отношении которых осуществляется демографическая политика. Это политика в области рождаемости, смертности и средней продолжительности жизни, миграции. К политике, направленной на оптимизацию тенденций смертности и продолжительности жизни, относится: улучшение здоровья всех половозрастных групп населения, снижение смертности и максимально возможный в современных условиях рост продолжительности жизни. Никакой целевой дифференциации ни по региональному, ни по этническому, ни по любому другому признаку эта политика не допускает. Дифференциация здесь возможна только в смысле выбора приоритетных, направлений воздействия в соответствии с региональной спецификой условий образа жизни населения и степенью остроты проблем в области здоровья и смертности: младенческая смертность, смертность трудоспособного населения, мужская сверхсмертность, травматизм, болезни системы кровообращения, рак, спид и т. п.; улучшение качества медицинской помощи, изменение существующей организации здравоохранения, обеспечение качественного водоснабжения, улучшение рациона питания и т. п.; наконец, меры, направленные на повышение санитарно-гигиенической культуры населения, распространение необходимой медицинской информации. Очевидно, что многие из и направлений демографической политики тесно смыкаются с социальной политикой, носящей всеобщий характер. В этом еще одно проявление специфики демографической политики в области смертности, отрицающее возможность иной ее дифференциации.
Сложнее обстоит дело с демографической политики в области рождаемости. Именно ее в первую очередь касаются дискуссии о необходимости дифференцированного подхода к демографической политике, мотивированные значительной региональной (прежде всего этнической) дифференциацией типов репродуктивного поведения и уровнем рождаемости. В регионах, где рождаемость ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения, цель демографической политики ясна: создание условий для увеличения рождаемости до уровня, необходимого для преодоления депопуляции и обеспечения стабильного воспроизводства населения, уменьшение региональной неравномерности демографического развития.
Смотрите также
Международное разделение труда и экономическое единство мира в 20 веке
Наша страна переживает сложный момент своей
истории. Социалистический путь развития, которым шла страна в течение семи
десятилетий, несмотря на определённые успехи, оказался в целом недостат ...
Государственный и политический строй Японии в период между
буржуазной революцией и 2-ой мировой войны
Следствием "революции мейдзи" явилось принятие в
1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру
государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующи ...
Развитие и функционирование регионального туризма
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие
темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на
различные сектора экономики, что ...