Государственный и политический строй Японии в период между
буржуазной революцией и 2-ой мировой войныМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Государство и право в Японии в новое и новейшее время / Государственный и политический строй Японии в период между
буржуазной революцией и 2-ой мировой войны
Следствием "революции мейдзи" явилось принятие в 1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующим в государстве дворянством во главе с императором и буржуазией, которая допускалась к участию в законодательстве.
Конституция 1889г.
юридически утвердила статус императора как главы государства
, наделенного очень широкими полномочиями.
- императорская особа объявлялась священной и неприкосновенной;
- император обладал правом объявлять войну и мир;
- заключать международные договоры;
- вводить осадное положение, сосредотачивая при этом в своих руках чрезвычайные полномочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численность вооруженных сил;
- в сфере гражданского управления - определять структуру министерств, назначать и увольнять всех должностных лиц.
- Император обладал полнотой исполнительной власти. Он назначал министра-президента (премьера) и по его представлению всех остальных министров. Кабинет министров нес ответственность только перед императором. Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был предусмотрен конституцией, ни отставка отдельных министров, поскольку законодательство не предусматривало коллегиальной ответственности министров, ни отклонение парламентом бюджета, так как конституция разрешала в этом случае применение бюджета предшествующего года.
Кабинет министров
был немногочисленным. В первый период своего существования он состоял из 10 человек: министра-президента, министра иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного, морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли, связи.
Законодательная власть
принадлежала императору совместно с парламентом. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без императорского утверждения и подписи. В промежутках между сессиями парламента император мог издавать указы, имеющие силу закона. Император созывал парламент и закрывал его, переносил сроки парламентских заседаний, мог распустить палату депутатов. Император также имел право на амнистии, помилования, смягчения наказания и восстановления в правах.
Японский парламент
состоял из 2-х палат: палаты пэров и палаты депутатов.
В палату пэров
входили: члены императорской фамилии, титулованная знать и лица, назначенные императором.
Вторую палату
составляли депутаты, победившие на выборах.
Конституция не упразднила деятельность совещательных органов при императоре
. К их числу относились: "тайный совет", "генро" - внеконституционный совещательный орган при императоре; министерство императорского двора; совет маршалов и адмиралов и др. Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных дел. Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики; от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он имел право толкование конституции.
Конституция 1889 г. заложила государственно-правовые основы капиталистического развития страны. Однако в дальнейшем развитие Японии идет по пути милитаризации государства. Позиции военных были очень сильны в неконституционных учреждениях - Тайный совет и генро. В 1895г. был законодательно подтвержден порядок, по которому на посты военного и военно-морского министров назначались только чины высшего военного и военно-морского командования. Тем самым военщина получила дополнительную возможность давления на правительство и парламент. С 79-х гг. ХIХ в. Япония становится на путь агрессивных войн и колониальных захватов.
Смотрите также
Глобальная энергетическая проблема
Глобальная
энергетическая проблема — это проблема обеспечения
человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.
Главной причиной возникновения
глобальной ...
Восточно-Сибирский экономический район
Восточная Сибирь
– второй по величине территории после Дальнего Востока экономический район
России.
К отраслям
рыночной специализации района, определяющим его место в территориал ...